Pollife.ru

Стройка и ремонт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Накал радиолампы постоянным током

Радиолампы

Радиолампы — электровакуумные приборы в виде стеклянного или металлического баллона с размещенными внутри металлическими электродами. Предназначаются для преобразования, усиления или генерирования электрических колебаний. Применяются в радиоприёмниках, телевизорах, магнитофонах, усилителях, выпрямителях и других радио-технических устройствах.

Принцип работы радиоламп основан на управлении электрическим полем электронного потока, испускаемого накалённой нитью накала — катодом и устремляющегося к другому электроду — аноду. В зависимости от количества электродов радиолампы подразделяются на: диоды (двухэлектродные лампы); триоды (трёхэлектродные лампы); тетроды (четырёхэлектродные лампы); пентоды (пятиэлектродные лампы); гептоды (семиэлектродные лампы); двойные диоды (объединяющие в одном баллоне два диода); двойные триоды (объединяющие в одном баллоне два триода); диодтриоды (объединяющие в одном баллоне диод и триод); диодпентоды (объединяющие в одном баллоне диод и пентод); триодпентоды (объединяющие в одном баллоне триод и пентод); триодгептоды (объединяющие в одном баллоне триод и гентод). В диодах управление электронным потоком осуществляется за счёт изменения напряжения на аноде, а в многоэлектродных лампах — также и за счёт изменения напряжения на других электродах.

Диод представляет двухэлектродиую лампу. Один электрод — нить накала (катод) — испускает электроны, а другой (анод) собирает электроны. Наиболее часто использовалась способность диода пропускать ток только в одном направлении, благодаря чему он широко применялся в качестве детектора и выпрямителя.

Триод отличается от диода наличием третьего, управляющего электрода — сетки, расположенного между анодом и катодом. Благодаря своей близости к катоду сетка значительно сильнее анода влияет на электростатическое поле у катода и таким образом управляет потоком электронов с катода. Триоды применялись в качестве усилителей напряжения и мощности звуковой частоты.

В большинстве радиоаппаратов пятидесятых-шестидесятых годов применяются миниатюрные и сверхминиатюрные радиолампы, обладающие рядом преимуществ перед радиолампами других серий: они имеют меньшие габариты, вес и повышенную механическую прочность.

Все радиолампы, за исключением сверхминиатюрных, включаются в радиосхему с помощью специальных ламповых панелей, правильность включения радиоламп в панели обеспечивается направляющим ключом, имеющимся на поколе радиолампами, а также учетом цоколевки (схемы подключения электродов радиолампами к контактным ножкам (выводам).

Цоколевка радиоламп

Цоколевка радиоламп

Радиолампы размещены и порядке возрастания напряжения накала.

Нумерация штырьков и внешних выводов соответствует виду на цоколь лампы снизу.

Условные обозначения: а — анод, н — накал, к — катод, с — сетка, э — экран, д — диод, т — триод

По назначению и типовому использованию радиолампы подразделяются на: генераторные — для генерирования колебаний высокой частоты; усилительные — для усиления напряжения колебании высокой частоты, широкополосного усиления напряжения колебаний высокой частоты, усиления мощности колебаний высокой частоты, широкополосного усиления мощности колебаний высокой частоты, усиления напряжения колебания низкой частоты и усиления мощности колебаний низкой частоты; преобразовательные — для преобразования частоты колебаний; детекторные — для детектирования и усиления колебаний низкой частоты; выпрямительные — для выпрямления переменного тока; индикаторные — для индикации настройки и контроля усиления; телевизионные — применяемые в телевизионных устройствах для генерирования и усиления колебаний в системах развёртки.

Ассортимент и характеристика основных параметров Р. по группам приведены в табл. 1—11, а их цоколевка — на вклейке.

На баллон радиоламп наносится клеймо с обозначением товарного знака завода-изготовителя и типа радиолампы. Обозначение типа радиолампы состоит из следующих четырёх элементов. Первый элемент — число, указывающее (округлённо) напряжение накала в в. Второй элемент — буква, определяющая радиолампу по числу электродов, а именно: Д — диод, X — двойной диод, С — триод, Э — тетрод, П — выходной пентод и лучевой тетрод, К — пентод и лучевой тетрод с удлинённой характеристикой, Ж — пентод и лучевой тетрод с короткой характеристикой, А — частотно-преобразовательная радиолампа с двумя управляющими сетками, Г — триод с одним или двумя диодами, Б — пентод с одним или двумя диодами, Н — двойной триод, Ф — триод-пентод, И — триод-гексод, триод-гептод или триод-октод, Е — индикаторная радиолампа, Ц — кенотрон. Третий элемент — число, указывающее порядковый номер разработки радиолампы данного типа. Четвёртый элемент — буква, определяющая принадлежность радиолампы к определённой серии (оформление, габариты, конструкция), а именно: С — стеклянная, Ж — типа «жёлудь», П — миниатюрные, диаметром 19 и 22,5 мм, Б — сверхминиатюрные, диаметром 10 мм, Л — с замком в ключе цоколя. Отсутствие четвертого элемента обозначает лампу металлической серии. Радиолампы подвергались на заводе выборочному испытанию на срок службы в течение времени, обусловленного ГОСТ и ТУ. Для большинства типов радиоламп это время равно 500 часов. Однако фактический срок службы подавляющего большинства радиоламп равен 3000—5000 часов.

Радиолампы, поступавшиие в торговую сеть СССР, вместе с паспортом упаковывались в индивидуальные картонные коробки (обоймы). В паспорте указывалось наименование или товарный знак изготовителя, тип радиолампы, основные типовые электрические параметры радиолампы (цоколевка — схема соединения электродов лампы со штырьками или выводами), а также содержались рекомендации по эксплуатации.

Читайте так же:
Диод в цепи переменного тока с лампой

Лампы, упакованные в индивидуальные коробки-обоймы, укладывались по 50 шук в групповые коробки из картона или гофрированного картона. Для радиоламп с диаметром баллона 12 мм и менее допускалось применение только групповой картонной упаковки. В индивидуальную упаковку каждой радиолампы вкладывался контрольный талон, подтверждающий её годность. Коробки оклеивались бумажной лентой и обвязывались шпагатом. Внутренние стенки коробки выстилались влагонепроницаемой бумагой, а свободное пространство между рядами радиоламп заполнялось бумагой, сухой стружкой или ватой. На коробку наклеивалась этикетка или наносился штамп с указанием наименования или товарного знака изготовителя, типа и количества упакованных ламп и ГОСТ.

При приёмке и продаже радиолампы подвергались индивидуальной проверке. При внешнем осмотре устанавливалось отсутствие трещин, изгиба жестких штырьков, излишков цоколевочной мастики, качания цоколей, штырьков, кривизны посадки цоколей относительно колбы, а также наличие клейма и целость лакового и антикоррозийного покрытий.

Основные электрические параметры радиоламп проверялись на специальном приборе — испытателе (тестере), на котором устанавливалось отсутствие короткого замыкания между электродами, годность лампы по анодному току и контролируется крутизна характеристики. Проверка производилась не по абсолютному значению того или иного параметра, а по показанию стрелки прибора, которая должна была при годной лампе находиться в «зоне годности», нанесённой на специальной карте, соответствующей типу испытываемой радиолампы и прилагаемой к испытателю.

При выходе из строя той или иной радиолампы в радиоаппарате следует заменять её только однойонной радиолампой. Всякая за- мена одного типа радиоламп на другой тип не рекомендуется, т. к. аппаратура рассчитана на применение в каждом каскаде только радиоламп определённого типа. Поэтому при замене радиоламп одного типа на другой следует иметь в виду возможное ухудшение выходных параметров радиоаппаратуры (т. к. другой тип радиоламп рассчитан на другой режим эксплуатации), в связи с чем такая замена не рекомендуется. В крайних случаях для замены следует подбирать типы радиоламп, наиболее приближающиеся по параметрам к заменяемой. При этом следует иметь в виду, что замена радиоламп, имеющих большие токи в цепях электродов, может привести к порче аппаратуры.

При применении сверхминиатюрных радиоламп необходимо иметь в виду, что сгибание выводов у колбы недопустимо. Гнуть выводы, паять их или зажимать под винт следует на расстоянии не менее 5 мм от стекла ножки во избежание появления трещин и сколов. Эти радиолампы следует крепить за баллоны с помощью резиновых держателей. Радиолампы следует хранить в закрытых сухих проветриваемых помещениях, при отсутствии в воздухе кислотных, щелочных и других примесей.

Выходной пентод 6П14П. Технические характеристики
(аналог EL84)

Выходной пентод 6П14П предназначен для усиления мощности низкой частоты.

Применяется в выходных однотактных и двухтактных схемах приемников и усилителей низкой частоты.
Катод оксидный косвенного накала. Срок службы не менее 500 час.

Работает в любом положении. Выпускается в стеклянном пальчиковом оформлении.
Цоколь штырьковый с пуговичным дном. Штырьков 9.

Расположение выводов

6н14п. Расположение выводов

Основные размеры лампы 6П14П

6П14П. Основные размеры лампы

Междуэлектродные емкости, пФ

Входная 11. Выходная 7. Проходная не более 0,2.

Номинальные электрические величины

Напряжение накала, В6.3
Напряжение на аноде, В250
Напряжение на второй сетке, В250
Сопротивление в цепи катода для автоматического смещения, Ом120
Напряжение смещения на первой сетке, В-6.5
Ток в цепи накала, мА760
Ток в цепи анода, мА48
Ток в цепи второй сетки, мАне более 7
Крутизна характеристики, мА/В11.3
Внутреннее сопротивление, кОмоколо 30
Коэффициент усиления в триодном включении20
Выходная мощность, Вт5.1

Предельно допустимые электрические величины

Наибольшее напряжение накала, В6.9
Наименьшее напряжение накала, В5.7
Наибольшее напряжение на аноде, В300
Наибольшее напряжение на второй сетке, В250
Наибольшая мощность, рассеиваемая на аноде, Вт12
Наибольшая мощность, рассеиваемая на второй сетке, Вт2
Наибольший ток в цепи катода, мА66
Наибольшее постоянное напряжение между катодом и подогревателем, В100
Наибольшее сопротивление в цепи первой сетки, МОм1

Вольтамперные характеристики лампы 6п14п

Характеристики зависимости токов анода и второй сетки от напряжения на аноде при напряжении на второй сетке 250 В

Ток в цепи анода; ток в цепи второй сетки; наибольшая мощность, рассеиваемая на аноде.

Характеристики зависимости выходной мощности, коэффициента нелинейных искажений, токов анода и второй сетки от эффективного напряжения на первой сетке при напряжении на аноде и на второй сетке 250 В, напряжении смещения 6 В и сопротивлении нагрузки 5200 Ом

Ток в цепи анода; ток в цепи второй сетки; выходная мощность; коэффициент нелинейных искажений.

Рекомендуемые режимы эксплуатации лампы 6П14П

Электрические величиныIIIIIIIV
Напряжение на аноде, В250250250250
Напряжение на второй сетке, В250250250250
Напряжение смещения на первой сетке, В-6-6
Сопротивление в цепи катода для автоматического смещения, Ом120120
Эффективное напряжение на первой сетке, В3.44.23.44.2
Ток в цепи анода, мА50524647
Ток в цепи второй сетки, мА7.17.66.56.8
Сопротивление в цепи анода, кОм5.24.05.24.0
Выходная мощность, Вт4.55.74.254
Коэффициент нелинейных искажений, %6.510810.7
Читайте так же:
Как возникает ток в лампе

Схемы включения лампы 6п14п

Однотактный каскад усилителя низкой частоты на сопротивлениях (6ж3п + 6п14п)

Применение лампы 6П14П в сочетании с лампой 6ЖЗП дает хорошие результаты. Частотная характеристика в этом случае имеет пределы от 40 до 8000 Гц с подъемами на частотах 70 и 7000 Гц. Выходная мощность при напряжении на аноде 300 В и на экранной сетке 275 В имеет величину порядка 5 Вт. Большое усиление схемы позволяет исключить из цепи катода шунтирующий конденсатор, чем дополнительно вводится отрицательная обратная связь по току. За счет малого падения напряжения на катодном сопротивлении лампы 6П14П (всего 6 В) это сопротивление можно применять мощностью 0.5 Вт.

Выходной трансформатор имеет следующие данные: обмотка 1 — 2500 витков провода ПЭ 0.16 мм; обмотка II — 41 виток провода ПШД 1.2 мм. Железо сечением 6.25 см 2 .

Двухтактный каскад усилителя низкой частоты (6н2п + 6п14п)

Выходная мощность данного усилителя равна 12 Вт.

Выходной трансформатор имеет следующие данные: обмотка I — 1500 х 2 витков провода ПЭ 0.16 мм; обмотка II — 140 витков провода ПЭ 0.7 мм для нагрузки в 16 Ом. Железо сечением 6.25 см 2 .

Литература

Ю.И.Темпнер, В.Е.Ошеров. Справочник по радиовещательным приемникам (под общей редакцией В.В.Огиевского). — К.: «Государственное издательство технической литературы Украины», 1949. — 371 с.

Как измерить режимы лампы?

Каждому “собирателю” лампового усилителя по окончании работ приходится столкнуться с простой проблеймой, настройкой работы ламп. Но для правильной настройки работы лампы в усилителе сперва приходится измерить те режимы лампы, в которых она работает в вашей схеме.

Под термином “режим лампы” принято понимать совокупность всех постоянных напряжений на электродах и токов в цепях лампы в конкретной работающей схеме. На рис. 1 показана схема резистивного каскада усиления напряжения НЧ, собранного на пентоде. К точкам, обозначенных на схеме Uн, присоединена обмотка накала силового трансформатора. Напряжение на нити накала можно измерить вольтметром переменного тока, включив его между точками 1 и 2. Ток в цепи накала Iн измеряют амперметром переменного тока, который можно включить в разрыв цепи в точке 2.

Источник питания анода и экранирующей сетки включен между точками, обозначенными +Ea и -Ea. Напряжение источника питания Ea измеряют вольтметром постоянного тока, включенным между точками 3 (сюда присоединяется плюсовой провод вольтметра) и 1 (минусовой провод). Принято все напряжения на электродах ламп (кроме нити накала) определять по отношению к катоду лампы. Поэтому напряжение на аноде лампы Ua измеряется между точками 4 и 5, а напряжение на экранирующей сетке Uэ – между точками 6 и 5.

Если мы разорвем цепь в точке 3 и в разрыв включим миллиамперметр постоянного тока плюсом к зажиму +Ea, минусом к выводу резистора анодной нагрузки Ra, то прибор покажет анодный ток лампы Ia. Тот же ток покажет прибор и при включении в разрыв цепи в точке 4. Лучше, однако, измерять анодный ток в точке 3, так как при этом меньше нарушается работа цепей переменого тока, которые мы здесь не рассматриваем. Аналогично в точках 7 или 6 измеряется ток экранирующей сетки Iэ. Оба эти тока, Ia и Iэ, в сумме составляют общий катодный ток лампы Iк.

Током в цепи управляющей сетки при определении катодного тока можно пренебречь, так как он в большинстве случаев равен нулю (кроме генераторных схем). Катодный ток лампы можно измерить в точке 5. Плюсовой провод миллиамперметра присоединяется при этом к катоду, минусовый – к выводу резистора Rк.

Каким прибором измерять режимы ламп?

Вольтметр, которым измеряют напряжения в цепях усилителей или приемников, должен быть высокоомным. Это означает, что его внутреннее сопротивление должно быть значительным. Обычно определяют его в пересчете на один вольт. Хорошие высокоомные вольтметры имеют внутреннее сопротивление порядка 20000 Ом на вольт. Например, вольтметр со шкалой до 300 вольт имеет внутренне сопротивление 20000 х 300 = 6 МОм. Следовательно, к точкам, между которыми измеряется напряжение, параллельно подключается дополнительное сопротивление 6 МОм. Допустимо ли это, нужно решать, исходя из данных схемы.

Например, если сопротивление резистора Rэ (рис. 1) равно 300 кОм и по нему течет ток 0,5 мА, создающий напряжение между точками 6 и 7 – 150 В, а напряжение Ea равно 250 В, то напряжение на экранирующей сетке будет:

250 – 150 = 100 В

Падением напряжения на резисторе Rк ввиду его малости пренебрегаем. При подключении вольтметра между точками 6-1 суммарное сопротивление участка экранирующая сетка – точка 1 изменится. Если раньше оно было равно:

Uэ / Iэ = 100 / 0,5 = 200 кОм

то при подключении вольтметра станет равным:

(6 МОм х 0,2 МОм) / (6 МОм + 0,2 МОм) = 193 кОм

Читайте так же:
Как сделать выключатель для лампы с несколькими режимами

Значит, общее сопротивление цепи экранирующей сетки составит:

300 + 193 кОм = 493 кОм

а ток, проходящий по сопротивлению Rэ будет равен частному от деления напряжения источника питания на сопротивление 493 кОм, то есть:

250 / 493 = 0,508 мА

Этот ток создаст на сопротивлении Rэ падение напряжения:

0,508 х 300 = 152,4 В

и напряжение на экранирующей сетке уже будет не 100 В, а

250 – 152,4 = 97,6 В

Следовательно, прибор покажет напряжение меньше истинного на 2,4%. С этим примириться еще можно. Если же мы применим вольтметр с внутренним сопротивлением 1000 Ом на вольт, то погрешность будет еще больше, и ошибка может стать недопустимой. Поэтому рекомендуется применять для измерения режима ламп только высокоомные вольтметры и следить, чтобы внутреннее сопротивление прибора, включенного на соответствующую шкалу, было раз в 20-30 больше сопротивлений резисторов в проверяемых цепях.

Как измерить смещение на сетке?

Катодный ток, являющийся суммой токов анода и экранирующей сетки, протекает через резистор Rк. При этом на резисторе возникает напряжение, плюс которого приложен к катоду (точка 5), а минус – к общему проводу (точка 1). Управляющая сетка лампы через резистор Rс соединена с общим проводом. Так как ток по резистору Rс не течет, то падения напряжения на нем нет и потенциал обоих его концов одинаков. Следовательно, между управляющей сеткой и катодом приложено напряжение, снимаемое с резистора Rк. Оно и является напряжением смещения на управляющей сетке, так как смещает рабочую точку в нужное место характеристики лампы. Как же его измерить?

Включим вольтметр между управляющей сеткой (точка 8) и катодом (точка 5). При этом параллельно резистору Rк, на котором имеется напряжение, окажется включенной цепочка из двух сопротивлений – внутреннего сопротивления вольтметра и сопротивления резистора Rc. Они включены последовательно и образуют делитель напряжения, к которому присоединена управляющая сетка. Если сопротивление вольтметра меньше сопротивления Rc или соизмеримо с ним, то напряжение, показанное вольтметром, будет значительно меньше истинного смещения на сетке.

Чтобы ошибка измерений была малой, необходимо и здесь применить вольтметр с высоким внутренним сопротивлением, раз в 20-30 больше сопротивления резистора Rc. А так как последнее обычно равно 0,5-1,0 МОм, то приходится применять вольтметры с сопротивлением порядка 10-20 МОм. Измеряемое напряжение здесь составляет обычно несколько вольт; поэтому необходим вольтметр с сопротивлением не ниже 1-2 МОм на вольт. Простой стрелочный прибор магнитоэлектрического типа здесь уже не подходит. Поэтому для измерения смещения в точках 5 и 8 применяют ламповые вольтметры постоянного тока с входным сопротивлением порядка 20-50 МОм (на любой шкале).

Значительно удобнее измерять напряжение смещения в показанной на рис. 1 схеме не непосредственно на сетке лампы, а в точках его возникновения – на концах резистора Rк. Так как сопротивление этого резистора невелико, всего несколько сотен Ом, то в этом случае можно применить почти любой, даже сравнительно низкоомный вольтметр, присоединяя его к точкам 5 и 1. Этот способ измерения пригоден только в том случае, когда смещение на управляющую сетку подается с катодного сопротивления. В других случаях способ измерения будет иным.

Часто для простоты измеряют анодное напряжение и напряжение на экранирующей сетке не по отношению к катоду, а по отношению к шасси, соединенному с общим проводом. Получающаяся при этом способе измерений неточность в определении Ua и Uэ составляет несколько процентов (не учитывается падение напряжения на катодном резисторе Rк).

При проверке неисправной радиоаппаратуры рекомендуется измерять не только напряжения на электродах ламп, но также и падения напряжений на резисторах Ra, Rэ. Если оно равно нулю, то это значит, что тока в данной цепи нет (например, вышла из строя лампа).

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

Классы усиления — вполне логичный и понятный способ отличить одну типовую схему от другой. Однако, применительно к ламповой схемотехнике такого подхода оказалось недостаточно. В зависимости от типа, лампы способны работать в различных режимах, которые при этом одинаково применимы в усилителях разных классов. Этот факт кратно увеличивает количество возможных сочетаний, не говоря уже о том, что режимы работы ламп можно модифицировать, комбинировать и объединять. Столь глубоко в схемотехнику мы, конечно, погружаться не будем, но постараемся разобраться в базовых понятиях.

История

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Первый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год

Читайте так же:
Искрит выключатель при включении светодиодных ламп

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.

Строение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.

Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.

Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Плюсы

Традиционный триодный режим работы лампы имеет как минимум одно значимое преимущество: способность работать без обратной связи. Пентодный режим имеет свои плюсы: большую линейность работы и возможность достигать более высокой мощности. Ультралинейный режим дает возможность отказаться от общей обратной связи и при этом сохранить мощность, близкую к пентодному включению. При этом триод при прочих равных обходит оба варианта по уровню собственного шума лампы.

Минусы

Слабые места одних режимов ламп вполне закономерно можно обнаружить там, где проявляются сильные места других. Триодный режим имеет меньший КПД и меньшую линейность, хуже переносит динамические нагрузки. Пентодный и ультралинейный режимы проигрывают по уровню шумов, к тому же на практике оказываются более зависимы от качества выходных трансформаторов. Пентодный усилитель невозможен без общей обратной связи, и она может понадобиться в некоторых вариантах ультралинейного режима.

Читайте так же:
Лампы светодиодные для регулируемый выключатель

Особенности

С точки зрения качества и характера звучания каждый тип ламп и каждый режим включения имеет свои особенности, настолько очевидные на слух, что даже ультралинейный режим, по факту, не стал золотой серединой. Триоды в чистом виде и триодное включение пентодов обеспечивают наиболее чистый и объемный звук до тех пор, пока дело не дойдет до энергичной музыки с быстрыми и значительными по амплитуде перепадами громкости. Иными словами — для спокойного джаза триоды подходят куда лучше, чем для прослушивания рока.

Пентодный и ультралинейный режимы, напротив, больше подходят для энергичной музыки, но в ряде случаев звучат недостаточно чисто, точно и детально. Особенно часто эти претензии относятся к пентодному режиму, а в целом характер звучания и пентодного, и ультралинейного режимов нередко сравнивают с транзисторными усилителями.

Практика

Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления. Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.

Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов. Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно. При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.

Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя. Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот. Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем. Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано». В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система. Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками. Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.

В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов. Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное. Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.

Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Выводы

Каждый режим работы лампы в усилителе имеет свои плюсы и минусы, которые дают хорошо различимые на слух отличия в звучании. Учитывая, что ламповая техника — это всегда техника с характером, выбор усилителя, работающего в том или ином режиме (или переключение режимов на самом усилителе), является инструментом пользователя, позволяющим подобрать усилитель согласно индивидуальным предпочтениям.

Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector