Pollife.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цветная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ — 5301

Цветная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ — 5301

Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки ЗИЛ.

Цветная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ - 5301

1 — передние указатели поворота левый 4619.3726 и правый 4609.3726;

5 — электрический звуковой сигнал 20.3721-01 или С3-3В;

9 — датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111;

13 — генератор 2022.3771;

19- датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДКУ1.М;

23 — электронный блок регулятора частоты вращения вентилятора РОВ2.МС;

27 — электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;

32 — регулятор напряжения 42.3702 или 206-3702 или 207.3702;

39 и 86 — боковые средние маркерные фонари 43.3731;

46 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 20 А129.3722;

57, 110 и 113—соединительные панели;

61 — реле включения свечи электрофакельного устройства 111.3747 или 90.3747, или 851.3747;

65 — термореле электрофакельного устройства 12.3741;

69 — сигнализатор состояния генераторной установки;

74 — сигнализатор падения давления масла 2202.3803-23;

79 — сигнализатор резервного остатка топлива 2202.3803-19;

85 — дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 11.3704;

90 — блок управления электрокорректора БУК021;

94 — переключатель стеклоочистителя 9912.3709;

98 — выключатель противотуманного заднего фонаря 3832.3710- 02.04;

103 — фонарь кабины ПК142;

107 и 120 — боковые задние маркерные фонари 43.3731;

112 — фонари освещения номерного знака ФП134;

2 — фары головного света 6002/6012.3711 или 68/681.3711;

6 и 14- боковые передние маркерные фонари 43.3731;

10 -датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В или 2442.38.28 или ТМ100В-01 или ТМ100В-К;

16 — датчик указателя давления масла 18.3829 или ММ355;

20 — электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;

24 — электродвигатель отопителя кабины МЭ272-Б;

28 — пусковой контактор стартера 59.3747;

33 -стартер 20.3708 или СТ142Н;

40 — прерыватель РС950С указателей поворота;

48 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 30 А 291.3722;

58 — реле автоматического отключения стартера 111.3747-10 или 90.3747-22 или 853.3747;

62 — реле противотуманных фар и заднего противотуманного фонаря 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;

66 — прерыватель сигнализатора стояночного тормоза РС492;

70 — комбинация приборов 36.3801;

75 — сигнализатор включения электрофакельного устройства 2202.3803-17;

80 — зуммер неисправности тормозной системы 733.3747-01;

87 — спидометр 48.3802;

91 — электронный блок управления стеклоочистителем и омывателем 92.3761 (устанавливается на автобус);

95 — выключатель 20.3704 приборов и стартера;

99 — выключатель нагревательных элементов зеркал заднего вида 3802.3710-02.23;

108 и 118 — задние габаритные фонари 35.3731;

3 — электропривод корректора фар ЭПКО22;

7 и 15 — фонари бокового указателя поворота 5702.3726;

11 — электромагнит отключения подачи топлива;

17- датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 13.3839;

21 и 34 — подкапотные лампы ПД308-А;

25 — передние контурные фонари 36.3731;

29 — выключатели сигналов торможения передних и задних тормозов 2802.3829 или 3402.3829;

35,37,53,54,55,56,71,77, 102 и 119 — соединительные клеммы;

41, 43, 44 45 и 47 — кнопочные термобиметаллические предохранители на 10 А 292.3702;

49 и 50 — блоки термобиметаллических кнопочных предохранителей 13.3722-01 на 7,5 Ах2; 51, 82 и 183 — плавкие предохранители соответственно 2 А ПР118Б-01, 6 А ПРII9-01 и 10АПР119Б-01;

59 — реле управления стеклоочистителем 111.3747 или 90.3747;

63 — реле сигналов торможения 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;

67 — переключатель отопителя кабины 11147-04.11;

72 — сигнализатор засорения воздушного фильтра 2202.3803-20;

76 — блок контрольных сигнализаторов тормозной системы 2302.3803-21;

81 — выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710;

88 — сигнализатор дальнего света фар;

92 — розетка переносной лампы 47К-0;

96 — выключатель электрофакельного устройства 11.3704-01;

100 — аккумуляторные батареи 6СТ-11ОАЗ;

104 — выключатель фонаря заднего хода В3Х-1 или ВК403 или 5217.3710 или В12.3710;

105 — дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 1312.3737;

109 и 114— соответственно левый и правый задние фонари 1711.3716 или 1102.3736;

115 -датчик сигнализатора включения стояночного тормоза ММI 24д или 2702.3829;

116 — выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов заднего моста;

121 — реле противоугонного устройства 111.3747, или 90.3747, или 851.3747

4 — противотуманные фары ФГ 152-АБ;

8 — выключатель противоугонного устройства 2802.3829 или 3402.3829;

12 — свеча электрофакельного устройства ЭФП-8101500;

18 -датчик сигнализатора аварийного давления масла 2602.3829 или В10.3829 или 3202.3829 или ДЕ-М;

22 и 38 — нагреватели зеркал;

26 — трансформаторно-выпрямительный блок 1212.3759 или 3797.001;

30 и 31 — датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;

36 — выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов передней оси;

42 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 15 А293.3702;

52 — электронный блок сигнализатора уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя СКУ1.МС;

60 — реле отключения обмотки возбуждения генератора 111.3747 или 90.3747;

64 — реле отопителя 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;

68 — выключатель противотуманных фар 3802.3710-02.03 (при их установке);

73 — сигнализатор критического уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя;

Читайте так же:
Бокс для автомат выключателей

78 — сигнализатор указателей поворота 2202.3803-07;

84 — переключатель габаритных огней и фар головного света П147-07.04;

89 — тахометр 2541.3813;

93 — комбинированный переключатель света 1112.3769;

97 — переменный резистор ВК41 6-Б-01;

101 — плафон кабины 111.3714 или 0026.02.3714;

106 — датчик температуры электролита;

111 — розетка переносной лампы ПС400;

117 — датчик указателя уровня топлива 5302.3827;

Примечание. Цифры на проводах обозначают номера позиций агрегатов, к которым они подсоединены через жгут проводов

Схема электропроводки ЗИЛ 131: особенности бесконтактной системы зажигания

Армейская версия многоцелевого грузового ЗИЛ 131 приступила к несению военной службы с 1966 года. Многие экземпляры и по сей день исправно работают, и не только на своих боевых постах, но и в хозяйстве многих предприятий и организации России.

Цена военных изделий была некритичной для заказчика

Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н – модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Цветная обучающая инструкция – зажигание и его основные узлы

Справочно: На случай поломки или выхода из строя коммутатора на авто устанавливался аварийный генератор импульсов. Благодаря его наличию, автомобиль мог оставаться в строю еще 30 часов.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Конструкторы предусмотрели регулировку узлов своими руками

Справочно: при замасливании свечей традиционная контактная система зажигания неспособна поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. А бесконтактная способна сгенерировать больший импульс, т.е. она менее чувствительна к забрызгиванию свечей и к качеству самого топлива.

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы основных систем и видео помогут вам в обслуживании транспортного средства. А автомобиль выполнит все возложенные на него задачи.

Органы управления ЗИЛ-130В1

(ЗИЛ-431410) и
ЗИЛ-131
грузовые автомобили выпускавшиеся с 1966 по 2002 год с различными модификациями и изменениями. Основное отличие в том что ЗИЛ 130 двуосный грузовик, с ведущей задней осью, а ЗИЛ 131 — полноприводный трёхосный грузовик, оснащённый системой подкачки шин, выпускавшийся преимущественно для военных. Во многом их электронные схемы схожи, но не одинаковы. В данном публикации мы покажем схемы электрооборудования, описание предохранителей и реле Зил 130 131, места их расположения.

Предохранители

В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:

  • биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
  • предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
  • блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).

Более подробно смотрите на схема.

Электросхема ЗИЛ 130

Описание

1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле — прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.

Читайте так же:
Выключатель для бытового фена

Глава 2. Органы управления. Органы управления автомобиля ЗИЛ-133Г2

Расположение органов управления, размещенных в кабине, показано на рис. 2.1. Ручки управления снабжены табличкой с символами агрегатов, которыми они управляют. Под ручками управления установлены электрические выключатели и переключатели.
Спидометр 2 показывает скорость автомобиля (в км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег (в км). Спидометр приводится гибким валом от редуктора, установленного на вторичном валу коробки передач.

Указатель 4 тока* показывает силу зарядного («+») или разрядного («—») тока аккумуляторной батареи в амперах.

Указатель 5 показывает температуру (в °С) в заднем водоотводящем канале выпускной трубы головки блока цилиндров.

По указателю 19 контролируется давление в системе смазки двигателя (в кг/см2).

Указатель 20 показывает количество топлива в баках, имеет шкалу с делениями 0; 0,5 и П, что соответствует пустому баку, половине объема и полному баку. Указатель уровня топлива связан с двумя датчиками (по числу баков) и показывает количество топлива в одном из баков в зависимости от положения ручки переключателя 12.

Двухстрелочный манометр 6 для контроля давления воздуха в системе пневматического привода тормозов имеет две шкалы: верхняя показывает давление в контуре привода тормозных механизмов колес переднего и промежуточного мостов, нижняя — в контуре привода тормозных механизмов колес заднего моста.

* Новое по документации завода-изготовителя наименование амперметра.

Рис. 2.1. Органы управления и указатели контрольно-измерительных приборов автомобиля ЗИЛ-133Г2.

Сигнальная лампа 1 перегрева охлаждающей жидкости с линзой красного цвета включается при температуре жидкости выше 11С° С. Датчик установлен в верхнем бачке радиатора.

Контрольная лампа 3 со светофильтром синего цвета загорается при включении дальнего света фар.

Сигнальная лампа 18 с линзой красного цвета включается при понижении давления в системе смазки до 0,3— 0,6 кгс/см2. Сигнальная лампа загорается при включении зажигания и выключается при работе двигателя. Кратковременное включение лампы при уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя и выключение ее при увеличении частоты вращения коленчатого вала не являются признаком неисправности системы смазки.

Контрольная лампа 21 с линзой зеленого цвета загорается при включении указателей поворота, выключается автоматически при обратном вращении рулевого колеса при выходе из поворота.

Выключатель 22 зажигания и стартера при повороте ключа по часовой стрелке в первое (фиксированное) положение включает зажигание, а при дальнейшем повороте ключа до упора (нефиксированное положение) включает стартер.

Ручка 17 центрального переключателя света может быть установлена в трех фиксированных положениях: 0 (нажата до отказа) — освещение выключено; I (вытянута на половину хода) — включены задние фонари, подфарники и противотуманные фары; II (вытянута полностью) — включены задние фонари и фары.

При включении задних фонарей (положения I и II) поворотом ручки переключателя по часовой стрелке включаются лампы освещения приборов, а дальнейшим вращением этой ручки регулируется яркость освещения приборов.

Ручка 15 служит для управления воздушной заслонкой карбюратора. При вытягивании ручки на себя воздушная заслонка закрывается, а при нажатии на нее до отказа — открывается.

Ручка 13 предназначена для управления дроссельной заслонкой карбюратора. При вытягивании ручки заслонка открывается, а при нажатии на нее до отказа — закрывается. Во время движения автомобиля ручку держат нажатой до отказа.

Ручка 11 служит для управления краном стеклоочистителя. При повороте ее против часовой стрелки стеклоочиститель включается, а при дальнейшем вращении в этом же направлении скорость движения щеток 7 стеклоочистителя возрастает. При вращении ручки в обратном направлении скорость уменьшается.

Ручка 8 служит для управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветрового стекла. При вытянутой ручке заслонка открыта и основная масса теплого воздуха подается к ногам водителя, а небольшая часть идет на обдув ветрового стекла. При нажатой до отказа ручке заслонка закрыта и весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла. Перемещением ручки в промежуточные положения регулируется распределение теплого воздуха между обдувом стекла и отоплением.

Выключатель 16 включает и выключает лампу плафона кабины независимо от положения центрального переключателя света при выключенном зажигании и при отключенной аккумуляторной батарее (аварийное освещение).

Выключатель 14 служит для управления вентилятором кабины.

Выключатель 10 противотуманных фар двухпозиционный: правое положение — включено, левое — выключено. Выключатель работает при положении I центрального переключателя света.

Читайте так же:
Автоматические выключатели хендай характеристики

Переключатель 9 электродвигателя 30 отопителя кабины трехпозиционный: левое положение — включена повышенная скорость, правое — пониженная скорость, среднее — электродвигатель выключен.

Ручка 26 служит для управления жалюзи радиатора. При вытянутой на себя ручке жалюзи закрыты, при нажатой до отказа — открыты. Устанавливая ручку в промежуточные положения, регулируют степень открытия жалюзи и интенсивность охлаждения двигателя.

Кнопка 24 связана с насосом обмыва ветрового стекла. При каждом нажатии на нее струи воды из двух форсунок 27 подаются под определенным углом на ветровое стекло. Одновременно при этом включают стеклоочиститель.

Ножной переключатель 23 света фар переключает фары с дальнего света на ближний и наоборот. Переключатель работает при положении II («фары включены») центрального переключателя света.

Рычаг 29 переключения передач в нейтральном положении удерживается пружиной напротив IV и V передач. Для установки рычага напротив I передачи и передачи заднего хода преодолевают сопротивление пружины предохранителя включения этих передач.

Рукоятка 31 управления заслонкой отопителя имеет три фиксированных положения: вертикальное — воздух в отопитель может поступать только из кабины; наклонное — свежий воздух входит в кабину только через радиатор отопителя; горизонтальное — свежий воздух поступает в кабину как напрямую, так и через радиатор отопителя.

Рычаг 32 стояночного тормоза при-водит в действие центральный тормоз барабанного типа, установленный на вторичном валу коробки передач. Затормаживание осуществляется перемещением рычага на себя, а растормаживание — перемещением рычага от себя с предварительным нажатием на рукоятку поводка стопорной защелки.

Ручка 35 крана управления блокировкой межосевого дифференциала имеет два положения: вдоль кабины — дифференциал разблокирован, поперек кабины — заблокирован. Включают механизм блокировки межосевого дифференциала только во время стоянки автомобиля или при медленном движении.

Кнопка 39 электрического звукового сигнала установлена в центре рулевого колеса 38.

Кнопка 40 пневматического звукового сигнала приводится в действие левой ногой водителя.

Ручка 28 переключателя указателей поворота имеет три положения: среднее — нейтральное; нижнее — включен левый поворот; верхнее — включен правый поворот. При включении указателей поворота включается контрольная лампа, мигающая вместе с указателем поворота. При выходе из поворота ручка автоматически возвращается в нейтральное положение.

Выключатель 33 аккумуляторной батареи предназначен для отсоединения отрицательного полюса аккумуляторной батареи от корпуса (массы) автомобиля. При нажатой кнопке (защелке) А батарея выключена, при нажатой (до щелчка) кнопке Б — включена. При отключении массы аккумуляторной батареи остается включенным аварийное освещение: плафон кабины и розетка для переносной лампы, расположенная в кабине.

Одна штепсельная розетка переносной лампы установлена на потолке кабины, включена в цепь аварийного освещения и допускает подключение переносной лампы при выключенном зажигании и отключенной массе аккумуляторной батареи, другая — на задней поперечине рамы.

Рычаг 34 служит для отключения стопора салазок сиденья водителя (место установки водительского сиденья на рисунке показано со снятой подушкой).

Педали 25, 36 и 37 предназначены для управления соответственно сцеплением, дроссельной заслонкой карбюратора и рабочей тормозной системой.

Электросхема ЗИЛ 131

Обозначение

1 — Фара головного света; 2 — Передний фонарь; 3 — Боковой повторитель указателя поворота; 4 — Генератор; 5 — Подкапотная лампа ПД308А; 6 — Аварийный вибратор РС 331; 7 — Свеча зажигания; 8 — Датчик контрольной лампы аварийного перегрева ТМ102; 9 — Прерыватель распределитель; 10 — Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100В; 11 — Электрический сигнал С311-01; 12 — Реле стартера РС502; 13 — Стартер СТ2А; 14 — Регулятор напряжения РР132К; 15 — Транзисторный коммутатор ТК200-01; 16 — Катушка зажигания Б118; 17 — Добавочный резистор СЕ326; 13 — Фильтр радиопомех ФР82Ф; 19 — Конденсаторный фильтр ФР132Т; 20 — Реле включения переднего моста РС523; 21 — Зуммер РС 508; 22 — Розетка рации В47К; 23 — Электродвигатель отопителя 192.3730; 24 — Конденсатор электродвигателя отопителя КБП-С125-40-1,0; 25 — Резистор электродвигателя отопителя СЭ300; 26 — Выключатель 46.3710 принудительного выключения переднего моста; 27 — Переключатель управляемой фары П20-А2; 28 — Переключатель отопителя П20-А2; 29 — Выключатель управляемой фары ВК38-Б; 30 — Электродвигатель вентилятора МЭ11; 31 — Выключатель вентилятора ВК26-А2; 32 -Датчики ММ 124-Д аварийного падения воздуха в тормозной системе; 33 — Выключатель сигнала торможения ВК13-В; 34 — Реле указателей поворота РС57; 35 — Предохранитель 20А ПР2Б; 36 — Предохранитель 6А ПР119-01; 37 — Переключатель указателей поворота П105А-01; 38 — Переключатель света фар П53Б; 39 — Предохранители (2х7,5А) 13.3722; 40 — Прожектор искатель 17.3711; 41 — Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМ; 42 — Фонарь освещения кабины ФП12-Б (дополнительный); 43 — Выключатель дополнительного фоноря освещения кабины ВК26-А2; 44 — Выключение опозновательных фонарей автопоезда ВК26-А2; 45 — Переключатель датчиков уровня указателей топлива П20-А2; 46 — Выключатель плафона ВК26-А2; 47 — Центральный переключатель света П44-А; 48 — Щиток приборов; 49 — Манометр тормозной системы МД213; 50 — Лампа подсветки приборов; 51 — Контрольная лампа включение привода переднего моста ПП6-Б; 52 — Указатель температуры охлождающей жидкости; 53 — Комбинация приборов КП205; 54 — Амперметр; 55 — Контрольная лампа дальнего света фар ПД20-Д1; 56 — Спидометр СП201А; 57 — Манометр системы регулирования давления воздуха в шинах МД223-Б; 58 — Замок зажигания ВК350; 59 — Кнопка сигнала; 60 — Контактное устройство электрического сигнала; 61 — Датчик указателя уровня топлива БМ117Д; 62 — Плафон ПК201А; 63 — Опозновательные фонари автопоезда УП101-01; 64 — Контрольная лампа ПД20-Е аварийного падения давление воздуха в системе тормозов; 65 — Контрольная лампа ПД20-Е1 аварийного падения давления масла; 66 — Указатель давления масла в двигателе; 67 — Указатель уровня топлива в баке; 68 — Розетка переносной лампы В47К; 69 — Контрольная лампа указателей поворота ПД20-Д1; 70 — Контрольная лампа аварийного перегрева жидкости в системе охлаждения двигателя ПД20-Д1; 71 — Электромагнит 1402.3747 клапана системы включения переднего моста; 72 — Выключатель переднего моста ВК403; 73 — Выключатель контрольной лампы включения переднего моста ВК403; 74 — Выключатель сигнала водителю ВК38-Б; 75 — Выключатель аккумуляторной батареи ВК138Б; 76 — Задний фонарь ФП133А; 77 — Розетка переносной лампы ПС400; 78 — Розетка прицепа ПС3ООА-ЮО; 79 — Фонарь освещения номерного знака ФП134;

Читайте так же:
Выключатель запрещения запуска акпп мазда

Будем рады если Вы поделитесь своим опытом ремонта ЗиЛ (замены предохранителей и реле) в комментариях.

Раздатка ЗИЛ-131: устройство, переключение скоростей, ремонт

Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.

Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131

ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.

Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131

На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.

Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.

Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131

На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).

На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.

Передаточные отношения КПП:

  • первая – 7,44;
  • вторая – 4,10;
  • третья – 2,29;
  • четвертая – 1,47;
  • пятая – 1,00;
  • задний ход – 7,09.

Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.

Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.

Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.

Сцепление

Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.

КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».

Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.

Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.

Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.

При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.

Внешний вид раздатки Зил-131:

  • сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
  • в центре фланец ведущего вала раздатки;
  • внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
  • внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
  • справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.

Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:

  • вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
  • вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
  • внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
  • слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.

Читайте так же:
Выключатель 220в для скрытой установки ip20 проходной

Режимы работы раздатки

Есть несколько основных режимов.

Активирована прямая (вторая) передача

Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.

Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.

На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.

Включение пониженной передачи

При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).

Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).

Следует отметить, что скорость вращения выходных валов (22) и (5) при включении пониженной (первой) скорости раздатки уменьшатся вдвое по сравнению с оборотами на прямой (второй) передаче. Зато крутящий момент на этих валах повысится так же вдвое, что позволит грузовику уверенно двигаться в условиях бездорожья.

Важно отметить, что при переходе РК на пониженную передачу включение переднего моста ЗИЛ-131 происходит автоматически, без вмешательства водителя.

Режим «нейтраль»

Третий вариант работы раздаточной коробки ЗИЛ-131 – нейтральное положение. Рычаг управления РК устанавливается в среднее положение. При этом происходит рассоединение валов (15), (22) и (5). Такое отключение всех мостов необходимо для подачи крутящего момента от первичного вала (15) и шестерни (17) на привод коробки отбора мощности. Автомобиль при этом не движется.

Вес раздатки ЗИЛ-131

«Сухой» вес раздаточной коробки 115 кг. При заправке трансмиссионным маслом вес РК увеличится на 2,5 кг.

Как включить передний мост ЗИЛ-131

Как уже упоминалось ранее, передний привод можно активировать электрическим тумблером из кабины при работе раздатки на первой (прямой) передаче.

Если же в РК установлена понижающая передача, то подключение переднего привода произойдет автоматически.

Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131

Обслуживание раздатки состоит из:

  • ЕО – ежедневного обслуживания;
  • регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
  • сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).

ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.

При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.

Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.

Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).

Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.

Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.

Заключение

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 позволила этому трехосному грузовику стать надежным перевозчиком в различных отраслях народного хозяйства, стать базовой армейской машиной самого широкого профиля. К сожалению, отсутствие надежного, мощного, компактного и экономичного дизельного двигателя сократила срок существования этого знакового автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector